Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стрелихинская средняя общеобразовательная школа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
учащихся с интеллектуальными нарушениями
на 2025 – 2026 учебный год
С. Матвеевское
2025
Учебный план составлен на основе:
- Федерального закона № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических
часов.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с интеллектуальными нарушениями на основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и
составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее
5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
Учебный план.
Предметные
области
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в
Всего
неделю
V VI VII VIII IX
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной
жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
27 28 29
29
29
142
Математика
Естествознание
Человек и
общество
Искусство
Итого
2
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
Финансовая грамотность
1
1
0
0
0
2
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в
29 30 30
соответствии с санитарными правилами и
нормами
30
30
149
Внеурочная деятельность:
10 10 10
10
10
50
коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
6
6
6
6
6
30
другие направления внеурочной деятельности
4
4
4
4
4
20
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
1
Моя семья
1
1
1
1
1
5
Я-ты-он-она-вместе целая семья
1
0
0
0
0
1
Всего часов
39 40 40 40 40 199
Общий объем учебной нагрузки составляет 4896 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).