Структура программы.
1. Пояснительная записка:
- цель программы;
- задачи.
2. Структура работы с учащимися, с высокими рисками неуспешности в
обучении
• Урочная деятельность
• Внеурочная деятельность
• Социально-психологическая служба
• Родители
3. Аналитико – прогностическое обоснование программы
4. Работа с родителями детей с высокими рисками учебной неуспешности
5. Основные мероприятия по реализации программы
6. Ожидаемые результаты реализации программы
1. Пояснительная записка
Игнорирование
психофизиологических
причин
возникновения
школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к
формированию такого психолого-педагогического явления как школьная
неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы
школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная
неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности
школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения
знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство
личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...
По причине незнания и непонимания закономерностей развития
психических и физиологических процессов организма детей разных
возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные
проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть.
К
школьным
проблемам
в
первую
очередь
приводит
психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых,
воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная
неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило,
«браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность
– не только школы, но и семьи.
Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но
он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без
сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди
факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и
школьной неуспешности, выделяют факторы внешней среды и факторы роста
и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социальнопсихологической адаптации.
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не
только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких
познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь;
несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной
мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера,
например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические
состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое.
Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти
причины кроются и в семье, и в школе.
Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство
противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается
страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье
ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть
обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому
требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего
окружения.
Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются
слабая сформированность метапредметных умений, а также существенные
пробелы в базовой предметной подготовке. Неуспеваемость также связана с
индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их
развития, с наследственными факторами.
Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности
позволила выявить причины затруднений:
• слабая сформированность читательских навыков и навыков работы
с информацией;
• слабая
сформированность
элементарных математических
представлений (чувства – числа, пространственных представлений,
навыков счета и т.п.);
• слабая
сформированность
навыков
самоорганизации,
самокоррекции;
• конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные
системообразующие – элементы содержания, без владения которыми
невозможно понимание следующих тем; слабо сформированные
предметные умения, навыки и способы деятельности).
Цели программы:
• исследование
причин
и
корректировка
образовательной
деятельности на основе результатов мониторинга неуспешности в
обучении учащихся школы;
• формирование
индивидуальной
программы
преодоления
неуспешности в обучении учащихся.
Задачи:
выявление признаков неуспешности в обучении учащихся и причин
еѐ возникновения;
• выстраивание
системы
оказания
помощи
ребенку при
наличии у него различных трудностей в обучении;
• оказание помощи обучающимся в ликвидации пробелов в обучении;
• учет индивидуальных особенностей детей с последующей
адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого
ребенка;
•
построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся
данной категории;
• организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у
учащихся;
• профилактика неуспеваемости среди учащихся
•
2. Структура работы с учащимися, с высокими рисками неуспешности в
обучении.
Проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на
создаваемом
школой
фундаменте
отношений,
обеспечивающих
формирование у каждого ученика оптимистического взгляда на все, что с ним
происходит, на жизнь как высшую ценность. Каждый учитель в процессе
своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые
являются неуспешными. Без эффективной комплексной работы невозможно
решить данную проблему. Поэтому в работе по преодолению неуспешности
каждого обучающегося должны быть задействованы все субъекты
образовательного процесса.
2.1. Урочная деятельность
Цель:
достижение
учащимися образовательных результатов
(предметных, метапредметных, личностных).
Задачи:
• формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно
важному процессу;
• формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
• развитие коммуникативного общения;
• привитие обучающимся практических навыков;
• использование занимательных материалов по предмету;
• развитие интереса к предмету;
• развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации;
• формирование творческих качеств личности, развитие креативного
мышления;
• повышение самооценки, уверенности, воспитание уверенности в
себе и в своих знаниях;
• построение системы выявления группы «риска» через диагностику и
создание банка данных об уровне развития способности и
успешности.
Формы работы:
• творческие задания;
•
•
•
•
самостоятельная работа;
индивидуальные занятия;
дифференцированная работа;
элементы исследовательской и поисковой деятельности;
Такая организация учебного процесса способствует тому, что каждый
урок удовлетворяет стремление ребенка к развитию способностей, желание
раскрыть свою личность.
2.2. Внеурочная деятельность, в том числе и в каникулярное времяЦель: создание условий для достижения учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного
развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
- формирование личности самосовершенствующейся, обладающей силой
воли;
- формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки;
- обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения;
- развитие коммуникативного общения;
- формирование творческих качеств личности.
Формы работы:
- индивидуально-групповые занятия;
- занятия предметных кружков, заседание клубов;
- конкурсы;
- учебно-исследовательская деятельность;
- консультации;
- экскурсии;
- встречи;
2.3.
Социально-психологическая служба.
Цель: обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с
учетом его психофизиологических особенностей, способностей и
склонностей.
Причины неуспешности во многом зависят от индивидуальных
психологических особенностей личности обучающегося.
Задачи:
- поиск и развитие индивидуальных особенностей ребенка;
- формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
- формирование доминанты самосовершенствования личности;
- формирование умений управлять собой, саморегуляции;
- систематизация
материала и
результатов
психологопедагогической диагностики.
Формы работы:
- диагностика;
- групповые и индивидуальные занятия;
- консультации;
- тренинги;
- ролевые игры;
- психологический школьный консилиум.
Успешность или неуспешность ребенка в дальнейшей деятельности
напрямую связана с его психологическим здоровьем.
Родители.
Работа, направленная
на
развитие личности обучающегося,
становится действительной и эффективной только в том случае, если в
процесс обучения и воспитания вовлечены родители.
Задачи:
- формирование высоконравственного отношения личности к себе;
осуществление
деятельностного
подхода
в
организации
жизнедеятельности ребенка, формирование его социальной активности;
- подготовка ребенка к жизненному самоопределению;
- самосовершенствующейся, обладающей силой воли;
- формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки
через принятие его позиций.
2.4.
Формы работы:
учитель – родитель
- собрания;
- консультации;
- праздники;
- тематические вечера;
- лектории;
- встречи.
родитель – ребенок
- беседы;
- семейные конкурсы, акции;
- совместные мероприятия для родителей и детей («Мама, папа, я –
спортивная семья», День отца, День матери);
- викторины;
- тренинги;
- информационные часы;
- совместная творческая деятельность.
Такая работа необходима, она помогает предвидеть все проблемы, с
которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их
преодолении.
Учитель, психолог, родители должны стать единомышленниками,
объединенными единой целью – сделать жизнь обучающихся и в школе, и в
семье теплее, лучше, добрее, увереннее.
3. Аналитико – прогностическое обоснование программы
сформированность
читательских навыков и
навыков работы с
информацией у сл (%)
на основании анализа
ВПР
сформированность
элементарных
математических
представлений(%)
на основании анализа
ВПР
сформированность
навыков
самоорганизации,
самокоррекции(%)
на основании анализа
ВПР
4. Работа с родителями детей с высокими рисками учебной неуспешности
Психологическое сопровождение родителей.
•
Инструктирование родителей о систематическом выполнении
индивидуальных заданий-тренажеров (5 – 10 минут в день).
Совместная практическая деятельность неуспевающего
ребенка и родителей.
•
Поддержка родителей неуспевающих детей на уровне школы.
•
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место
занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и
воспитания и индивидуальные консультации
5. Основные мероприятия по реализации программы.
Мероприятия
1. Проведение мониторинга
знаний учащихся по основным
разделам учебного материала с
целью
определения
фактического уровня знаний
детей и выявления в знаниях
учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации
(текущие
контрольные,
диагностические работы).
Срок
Каждый
триместр
Ответственные
Учителяпредметники
2.
Установление
причин
отставания
неуспевающих
учащихся через беседы с
классным
руководителем,
встречи
с
отдельными
родителями
и
учащимися,
показывающими
слабые
знания.
По результатам
триместра
Учителяпредметники
3.
Составление
индивидуального плана работы
по ликвидации пробелов в
знаниях неуспевающего на
текущий триместр.
Сентябрь
Ноябрь Январь
Март
Учителяпредметники
4.
Дифференцированный
подход
при
организации
самостоятельной работы на
уроке, включать посильные
индивидуальные
задания
неуспевающим
ученикам,
фиксировать это в плане урока.
Постоянно
Учителяпредметники
5.
Вести
обязательный
тематический
учет
знаний
неуспевающих
учащихся
(диагностические карты)
Постоянно
Учителяпредметники
6. Отражать индивидуальную
работу
неуспевающими
учащимися в рабочих тетрадях
по предмету.
Постоянно
Учителяпредметники
7.
Определение
причин
неуспешности
обучения
учащегося по предмету.
По факту
Учителяпредметники
8.
Подбор
материала.
дидактического
Постоянно
Учителяпредметники
9.
Организация
индивидуальной
работы
с
неуспевающим учеником в
урочное и внеурочное время.
Постоянно
Учителяпредметники
10. Отчѐт учителя-предметника
по работе с неуспевающими
учащимися
По триместрам
Учителяпредметники
11.
Посещения
семьи
неуспевающего учащегося.
В течение года
Классные
руководители
12. Взаимопосещение уроков
учителями-предметниками
испытывающими трудности в
Постоянно
Классные
руководители
обучении
13. Контроль посещения уроков
неуспевающими учащимися (в
случае
систематических
пропусков без уважительной
причины
постановка
на
внутришкольный контроль).
Ежедневно
Классные
руководители
14. Индивидуальные беседы с
родителями по развитию их
ребенка.
В течение года
Классные
руководители
15. Собеседование с учителями
предметниками
по
согласованию и уточнению
индивидуальных планов работы
со
слабоуспевающими
и
неуспевающими учащимися. В
план
учителю
включить
обязательно:
По итогам
триместра
Учителя
предметники
1. индивидуальную работу по
ликвидации пробелов.
2. ведение тематического учета
знаний слабых детей.
3. ведение работ с отражением
индивидуальных заданий.
16.
Индивидуальные
беседы
с
Согласно
Учителя учителями о состоянии дел у
графика
предметники
неуспевающих
учащихся
по
результатам
проведенных
контрольных работ (выборочно).
Работа педагога - психолога с неуспевающими
Изучение индивидуальных особенностей Ноябрь
Педагог-психолог
неуспевающих учащихся
Декабрь
Наблюдение за характером работы ученика Постоянно
Педагог-психолог
на уроке
-
Определение поведенческих особенностей
учебной деятельности неуспевающего
ученика
Ознакомление родителей и педагогов с
результатами исследований
Составление рекомендаций для родителей,
учащихся и педагогов.
Индивидуальная и групповая работа с
учащимися по развитию познавательных
процессов
Постоянно
Педагог-психолог
Декабрь
Педагог-психолог
Май
По
Педагог-психолог
необходимости
Постоянно
Педагог-психолог
6. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы «Преодоление неуспешности в обучении
учащихся» в образовательной деятельности произойдут следующие
изменения:
•
Достижение обучающихся с рисками учебной неуспешности
результатов освоения образовательной программы;
•
Формирование совокупности у учащихся данной категории
«универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Положительные отметки за триместровые и полугодовые периоды.
•
Успешная социально-психологическая адаптация детей с высокими
рисками неуспешности в обучении, в образовательной среде, социуме.
Проблема в
Методика работы
Индикатор
Индикатор
обучении
Май
Октябрь
Сформированн
ость
читательских
навыков и
навыков
работы с
информацией;
Механизмом
формирования
читательской
компетентности на
всех
этапах
выступает
технология
продуктивного
чтения,
интегрированная с
элементами
различных
педагогических
технологий,
направленных
на
поэтапное
Доля
обучающихся,
продемонстриров
авших
повышение
результатов
сформированност
и читательских
навыков
и
навыков работы с
информацией на
ВПР
Доля
обучающихся,
продемонстриро
вавших
повышение
результатов
сформированнос
ти читательских
навыков и
навыков работы
с информацией
формирование
читательских
умений и знаний.
Сформированн
ость
элементарных
математически
х
представлений
(чувства числа,
пространствен
ных
представлений,
навыков счета
и т.п.);
Для
формирования
математических
представлений у
учащихся
необходимо:
-использовать
способность детей к
восприятию формы,
начиная с
формирования
пространственных
представлений;
-при
знакомстве
учеников
с
геометрическими
фигурами следует
опираться
не
только
на
зрительное
восприятие образа
ребенком,
но и на все другие
анализаторы;
придерживаясь
последовательности
изучения
геометрического
материала
в
начальной школе,
предусмотренного
учебными
программам;
Доля
обучающихся,
продемонстриров
авших
повышения
сформированност
и элементарных
математических
представлений от
общей
численности
неуспешных
обучающихся на
ВПР
Доля
обучающихся,
продемонстриро
вавших
повышения
сформированнос
ти
элементарных
математических
представлений
от общей
численности
неуспешных
обучающихся
Сформированн
ость навыков
самоорганизац
ии,
самокоррекции
Использовать
игровые
задания,
которые дают
возможность
работать
на
уровне
подсознания
Доля
обучающихся,
продемонстриров
авших
повышение
навыков
самоорганизации
от общей
численности
неуспешных
обучающихся на
ВПР
Доля
обучающихся,
продемонстриро
вавших
повышение
навыков
самоорганизаци
и от общей
численности
неуспешных
обучающихся
Конкретные
проблемы в
предметной
подготовке
(неосвоенные
системообразу
ющие
элементы
содержания,
без владения
которыми
невозможно
понимание
следующих
тем; слабо
сформированн
ые предметные
умения,
навыки и
способы
деятельности).
Обращаться с
вопросами,
выясняющими
степень понимания
учебного материала.
Стимулировать
вопросы учеников
при затруднениях в
усвоении нового
материала.
Доля
обучающихся,
продемонстриров
авших
повышение
результата
обучения по
итогам учебного
года от общей
численности
неуспешных
обучающихся
Доля
обучающихся,
продемонстриро
вавших
повышение
результата
обучения по
итогам учебного
года от общей
численности
неуспешных
обучающихся