Анализ воспитательного процесса
(утвержден педагогическим советом № 09 от 30.08.2022 г.)
В 2021-2022 учебном году воспитательная работа в школе проводилась
по новой программе воспитания школьников.
Данная программа направлена на решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания школы в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира.
Цель воспитания в школе – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей;
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников выделяет в ней следующие целевые приоритеты:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
Знание норм становиться базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым; уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка
домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
3. В воспитании детей юношеского возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и
близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своей малой родине, стране в
целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений
культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа
в школьном
сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений;
7. организовывать профориентационную работу со школьниками;
8. развивать предметно – эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
9. организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
В процессе воспитания сотрудничали с администрацией Стрелихинского
сельского поселения, СП «Центр внешкольной работы», КДН и ЗП, ПДН
Кесовогорского района, Центром занятости населения, территориальным
отделом социальной защиты населения, ГБУ СРЦН «Мой семейный
центр», ПП МО МВД «Кашинский», , МЧС (ПЧ – 34), офисом врача
общей
практики,
Территориальной
избирательной
комиссией
Кесовогорского района, Сельским Домом культуры, сельской
библиотекой, редакцией газеты «Сельский труженик», ИП Замяткин,
комитетом делам по культуре и спорту молодёжи, районным Домом
культуры; педагогическим сообществом.
Осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания
осуществляется в работе инвариантных и вариативных модулей, каждый из
которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются:
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Работа с родителями»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Самоуправление»
Вариативные:
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль «Школьный краеведческий музей»
Модуль «Трудовое воспитание»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Классное руководство»
Участие класса в общешкольных ключевых делах:
Мероприятия по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма,
терроризма, разработка схемы-маршрута «дом - школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания.
День Здоровья.
Социально-психологическое тестирование (7-11) классы
Урок Мужества
новогодний карнавал
спортивные соревнования, посвященные Дню
защитника Отечества.
Участие в социально-значимых патриотических мероприятиях :
-Окна Победы
-Бессмертный полк
Проведенные классные часы:
1класс (ОВЗ)(Я теперь ученик. Режим дня школьника. Беседа практика
«Гигиена моего тела» Краски осени. Беседа – демонстрация «Каждой вещи
свое место» 4 ноября – День народного единства. С чего начинается Родина?
Знакомство с символами России. Всем на свете людям ясно, что шалить с
огнем опасно. День пап и день мам .Добрые слова, добрые дела. 9 мая – День
Победы. Мы помним. Мы гордимся.)
1 класс, 3 класс. (В мире науки и технологий. Терроризм – угроза обществу.
Правила поведения в экстремальной ситуации. Безопасная дорога. Школа
дружбы. Учимся общаться. Книги учат. Путешествие в мир прав. (Мои права
и обязанности) Каждой профессии слава и честь. Наше здоровье – наша
жизнь. Уроки хороших манер. Природа просит помощи. Пусть всегда будет
мир.
2 класс, 4 класс. (Наша безопасность. Как развивать себя? Общение в жизни
человека. Обман и его последствия. Традиции – семейные, классные,
школьные, народные. Здоровье: полезные советы на каждый день. В мире
очевидного и невероятного. Труд и трудолюбие в жизни человека. Вот и
стали мы на год взрослее.)
5 класс (Люди науки. Памяти Беслана. В поисках своего призвания. Твое
здоровье и питание. Свободное время с пользой. Мы против курения.
Сортируя мусор вместе – делаем мир лучше. Мы так е разные – этим и
прекрасны мы. Сила ума.)
6 класс (В мире науки и технологий. Трагедия Беслана. Кто любит труд, того
люди чтут. Что такое толерантность. Учимся быть терпеливыми. С детства
дружбой дорожить, учат в школе. Моя семья – мое богатство. Для чего тебе
дается свободное время. Что вокруг может быть опасным? Великая
Отечественная война. Какая она? Мы в ответе за свое здоровье.)
7 класс (Соблюдайте законы дорог. Золотое правило нравственности. Что
есть свобода. Здоровый образ жизни – главное условие профилактики
возникновения вредных привычек. Памяти павших будем достойны. Что
значит оставить след на Земле? Что меня радует и огорчает в школе. Права,
обязанность ответственность подростков 10-14 лет. Умеем ли мы общаться.)
8 класс (Год науки и современных технологий. Мы против терроризма.
Искусство общения. А много ли мы знаем о Победе…? Интернет! За и
против!Мир профессий. Найди свою профессию. Пути решения
конфликтных ситуаций. Профилактика правонарушений. Наши успехи и
достижения. Урок-игра. Подросток. Привычки и воля. Профессии будущего.
9 класс,10 класс (Год научных технологий. Памяти жертв терроризма. Что
значит быть взрослым? «Честь и собственное достоинство сильнее всего»
(Ф.М. Достоевский) Выбор нашей жизни Трудности профессионального
самоопределения Самовоспитание, как «расширить » сознание? Семья.
Отношение детей и взрослых. Идеал семьи. Права и обязанности. «Как
использовать свои права» Имидж. Каким я вижу свое будущее через 5, 10
лет.
11 класс (Год науки и технологии. Памяти Беслана. Здоровое поколение.
Экзамены без стресса. Чувство взрослости. Что это такое. Что такое
призвание и как его найти? У памяти своя тропа. Школьные годы чудесные.
Успех реальность и мечта.)
• сплочение коллектива класса через: празднования в классе дней
рождения детей.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.).
• индивидуальная работа с учащимися, направленная на заполнение ими
личных портфолио, а в конце года – вместе проанализировали свои успехи и
неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками,
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников в регулировании отношений между
ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов.
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса и общешкольных дел.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществлялось преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность;
- формирование в кружках детско-взрослых общностей, которые могли
бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
Художественное творчество: Маленькие волшебники 1-2 классы
Краеведческая деятельность: Азбука тверского школьника или
Путешествие по родному краю 3-4 классы
Спортивно-оздоровительная деятельность: Школьный спортивный
клуб.Ритмика, Музыкально-ритмические занятия 1 класс, физическая
культура в 1 класс.
Техническая деятельность: Техническое творчество 3 – 4 классы
Естественно – научная направленность: «Эколята» 1-2 классы
Социальная направленность. ЮИД, «Школа безопасности», Психология в
играх, Финансовая грамотность
Общеинтеллектуальная направленность: «Размышляйка»1-3 классы
Курс по информационной грамотности: информационная грамотность 6
класс, информационная грамотность 5класс
Модуль «Школьный урок»
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
проведение исследовательской деятельности: Экологическая
тропа
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями школьников осуществлялась
в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получили рекомендации классных руководителей, инспектором
КДН и ЗП, ПДН Кесовогорского района, врачом – наркологом Кесовогорской
ЦРБ.
• взаимодействие с родителями посредством школьного сайта:
размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,
школьные новости
На индивидуальном уровне:
• участие родителей в педагогических консилиумах связанных с
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности: субботники, чаепития.
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность. Детское самоуправление в
школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета школы
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (старост);
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников:
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
посещение дней открытых дверей: беседа с преподавателем лицея г.
Кашин.
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: Онлайн – уроки «Проектория»
Вариативные:
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми.
Для этого в Школе использовались следующие формы работы
На внешкольном уровне:
- участие в концертах в районном и сельском Доме культуры.
На школьном уровне:
- социальные проекты: Школьному саду - быть!
-патриотическая акция «Бессмертный полк»
- общешкольные родительские
• общешкольные праздники:
-День Учителя
- День самоуправления в День Учителя
-праздники,: Новый год, Осенний праздник, День матери, 8 Марта, День
защитника Отечества, День Победы, выпускной вечера, «Первый звонок»,
«Последний звонок», Троицкие гуляния, День народных традиций, День
выборов, День памяти и скорби;
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Последний звонок».
- церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением
грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также
классов.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
• оформление интерьера классов: осенний праздник, новый год, 8
марта, акция «Окна победы», «День белых Журавлей».
•
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб,
оборудование на территории школы спортивной и игровой площадок;
•
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными руководителями вместе со школьниками своих классов,
позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми; оформление Уголка класса.
•
событийное оформление пространства при проведении
конкретных школьных событий: Новый год, Осенний бал, Последний звонок,
8 марта.
•
акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды : оформление стенды.
Модуль «Школьный краеведческий музей»
На базе школы действует Школьный Краеведческий музей. Главной
ценностью которого является воспитание нравственно, гармонично развитой,
культурной личности, гражданина и патриота.
Реализация вариативного курса «Школьный музей» проходила на
разных уровнях взаимодействия: дополнение к урокам и внеурочной
деятельности.
Модуль «Трудовое воспитание»
Трудовое воспитание школьников – это составная часть целостного
педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам
трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического
мышления, трудового сознания и активности.
В рамках трудового воспитания проходили мероприятия:
Уборка картофеля, овощей со школьного участка
Сборка мебели в классные кабинеты.
Ремонт мебели.
Уборка школьного сада, территории школы.
Оформление клумбы.
Модуль «Детские общественные объединения»
− участие членов детских общественных объединений «Важное дело» и
ВВПОД «ЮНАРМИЯ» акциях: сбор макулатуры (302 кг), «Сад памяти», в
региональной благотворительной акции «Добрые крышечки» (7 кг. 700 гр),
региональной экологической акции «Собери батарейки вместе с Duracell», в
акции «Школьному саду – быть!», в митинге, посвящённом празднованию
Дня Победы 9 мая, в акциях «Обелиск», «Георгиевская ленточка»,
«Бессмертный полк», «Полотно Победы».
ВЫВОДЫ:
анализируя проделанную работу за 2021-2022 учебный год, можно сказать,
что поставленных целей добились в полной мере. Проделанная работа
способствовала формированию коллективов классов, интеллектуальному
(участие в конкурсах разного уровня), нравственному и физическому
становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и
творческих способностей, прививали навыки культуры общения, обогащали
знания ребят.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Нужно продолжать работу по повышению качества знаний в классах,
формированию ценностных ориентаций учащихся, определенного
отношения к миру и событиям в нем;
2. продолжить участие в конкурсном и олимпиадном движении;
3. продолжить работу по привлечению родителей в жизни класса и
школы;
4. продолжить работу по формированию у учащихся гражданскопатриотического
сознания,
духовно-нравственных
ценностей
гражданина; продолжить создание условий для формирования
нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
5. совершенствовать оздоровительную работу с учащимися, прививать
навыки здорового образа жизни, развивать коммуникативные навыки,
формировать методы безконфликтного общения.
6. Классным руководителям создавать условия для развития
общешкольного коллектива; совершенствовать систему семейного
воспитания, повышать ответственность родителей за воспитание и
обучение детей.