1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее
– Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении Стрелихинская средняя общеобразовательная школа (далее –
Школа) определяет направления внутренней оценки качества образования
и состав контрольно-оценочных процедур, регламентирует порядок
организации и проведения контрольно-оценочных процедур, закрепляет
критерии и формы оценки по различным направлениям.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим
законодательством в сфере образования, в том числе федеральными
образовательными программами (далее – ФОП), а также локальными
нормативными актами Школы.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества образовательной деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность,
утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114.
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
качество образования
– комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам и
потребностям обучающихся, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
– это система мероприятий, организуемых Школой и необходимых
для осуществления контроля состояния качества образовательной
деятельности посредством получения своевременной, полной и
объективной информации
о
качестве
образовательного
процесса, который реализуется в Школе, и результатах освоения
программ обучающимися;
документы ВСОКО
–
это
совокупность
информационно-аналитических
продуктов контрольно-оценочной деятельности Школы;
мониторинг
– это системное, протяженное во времени наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния
наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга.
Мониторинг
обеспечивается
оценочно-диагностическим
инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей
наблюдения;
оценка/оценочная/контрольно-оценочная процедура
– совокупность мероприятий, направленных на установление
степени соответствия фактических показателей планируемым или
заданным, в том числе в рамках образовательной программы;
ГИА
– государственная итоговая аттестация;
ООП
– основная образовательная программа.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ, в том
числе инфраструктура Школы и ее доступность для детей с ОВЗ и
инвалидностью;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством
следующих внешних и внутренних мероприятий.
Внешние мероприятия
Внутренние мероприятия
Аккредитационный
мониторинг
Стартовая диагностика
Всероссийские
проверочные работы
Оценка уровня формирования функциональной
грамотности обучающихся и педагогов
ГИА
Оценка соответствия реализуемых в Школе
образовательных
программ
федеральным
требованиям
Региональные
муниципальные
оценочные работы
и Оценка условий реализации ООП (по уровням
общего
образования)
федеральным
требованиям
Независимая
оценка Мониторинг образовательных достижений
качества
условий обучающихся, в том числе индивидуального
образовательной
прогресса
обучающегося
в
достижении
деятельности
предметных и метапредметных результатов
освоения ООП, сформированности и развития
метапредметных образовательных результатов
Независимая
оценка Мониторинг
личностного
развития
качества
подготовки обучающихся,
сформированности
у
обучающихся
обучающихся личностных УУД
Самообследование
Анализ уроков и других занятий
Контроль ведения электронного журнала
Анкетирование
педагогов,
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся
2.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО
функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются
ежегодно директором Школы.
2.4. Результаты внешних мероприятий используются Школой в целях,
необходимых для осуществления внутренней оценки качества образования
и избежания увеличения нагрузки на обучающихся и педагогов.
2.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО
включаются в годовой план работы Школы.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням
общего образования), разработанных на основе ФГОС и ФОП, выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня;
удовлетворенность
родителей
качеством
образовательных
результатов.
3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов
освоения ООП (по уровням общего образования) проводится в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по
основным общеобразовательным программам МБОУ Стрелихинская
СОШ.
3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов
проводится по параметрам согласно Приложению 1.
3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням
общего образования) диагностируется в ходе неперсонифицированного
мониторинга личностного развития обучающихся и встроенного
педагогического
наблюдения
в
соответствии
с
графиком,
устанавливаемым директором Школы.
3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня отражаются в аналитической справке заместителя
директора по УМР.
3.1.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных
результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании
опросов и анкетирования, которые проводятся раз в полгода.
3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету.
Результаты индивидуального учета фиксируются:
в электронном журнале успеваемости;
в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего
образования, разработанные согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС СОО в соответствии с ФОП. Оценка ООП проводится на
этапе ее разработки или изменения (до утверждения) на предмет
соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования)
прикладываются к протоколу утверждения программы педагогическим
советом.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования)
изменений и/или дополнений проводится оценка этих изменений и
дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС и ФОП
соответствующего уровня общего образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится
только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных
общеобразовательных программ по параметрам:
соответствие тематики программы запросу потребителей;
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
соответствие содержания программы заявленному направлению
дополнительного образования;
соответствие структуры и содержания программы региональным
требованиям (при их наличии);
наличие в программе описанных форм и методов оценки
планируемых результатов освоения программы обучающимся.
4.2.1. Результатом оценки реализации дополнительного образования
является аналитическая справка заместителя директора по ВР.
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым,
психолого-педагогическим, материально-техническим и информационнометодическим условиям и другим требованиям федерального и
регионального образования.
5.2. Оценочные таблицы разрабатываются ежегодно ответственным,
назначенным директором Школы, в том числе на основании проверочных
листов, используемых при осуществлении федерального государственного
контроля (надзора) в сфере образования.
5.3. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП (стартовая оценка);
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании;
в иные периоды, устанавливаемые директором Школы.
5.4. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при
планировании результатов образовательной деятельности и состава
мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется
«дорожной картой» их развития за период реализации ООП
соответствующего уровня общего образования.
5.5. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты»
вносятся в организационный раздел ООП каждого уровня общего
образования.
5.6. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится
контроль состояния условий. Предметом контроля выступают:
выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню
ООП;
совокупное состояние условий образовательной деятельности в
Школе.
5.7. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий
образовательной деятельности Школы включаются в отчет о
самообследовании.
6. Мониторинг
№ Объекты
п/
п мониторинга
Результаты
1 Предметные
Показатели
Методы оценки
Для
Промежуточны Зам.
й
директора
результаты
каждого предмета
обучения
учебного плана
определяется:
доля
неуспевающих,
доля обучающихся
на «4» и
«5», средний
процент
выполнения
заданий
административных
контрольных
работ.
Сравнение с
данными
и итоговый
контроль
Ответств
енный
Сроки
Конец
тримест
ра
независимой
диагностики (в
том числе ГИА-9 и
ЕГЭ) для части
предметов.
2
3
4
Метапредметн Уровень освоения Промежуточны Классный Конец
ые результаты планируемых
й и итоговый
руководител тримест
обучения
метапредметных
контроль
ь
ра
результатов в
соответствии с
перечнем из
образовательной
программы школы
(высокий, средний,
низкий).
Сравнение с
данными
независимой
диагностики.
Личностные Уровень
Мониторингово Классный Конец
результаты
сформированности е исследование руководител тримест
(мотивация, планируемых
ь
ра
самооценка, личностных
нравственно- результатов в
этическая
соответствии с
ориентация) перечнем из
образовательной
программы школы
(высокий, средний,
низкий).
Сравнение с
данными
независимой
диагностики.
Здоровье
Динамика в доле
обучающихся обучающихся,
имеющих
отклонение в
Наблюдение
Зам.
Конец
директора, тримест
Классные ра
руководител
и
здоровье.
Доля обучающихся,
которые
занимаются
спортом.
5
6
Процент пропусков
уроков по болезни.
Достижения Доля
Наблюдение
обучающихся участвовавших в
на конкурсах, конкурсах,
соревнованиях олимпиадах по
, олимпиадах предметам на
уровне: школы,
муниципалитета,
региона, России,
международном.
Доля победителей
(призеров) на
уровне: школы,
муниципалитета,
региона, России,
международном.
Классный Конец
руководител учебног
ь
о года
Доля
участвовавших в
спортивных
соревнованиях на
уровне:
муниципалитета,
региона, России.
Доля победителей
спортивных
соревнований на
уровне:
муниципалитета,
региона, России.
Удовлетворён Доля родителей,
Анонимное
Классный Конец
ность
положительно
анкетирование руководител учебног
родителей
высказавшихся по
ь
о года
качеством
каждому предмету и
образовательн отдельно по
ых
результатов
личностным и
метапредметным
результатам
обучения.
Реализация образовательного процесса
Соответствие
Экспертиза
7 Основные
образовательн образовательной
ые программы программы ФГОС и
контингенту
обучающихся.
Анонимное
8 Дополнительн Статистические
ые
данные о запросах и анкетирование
образовательн пожеланиях со
ые программы стороны родителей и
обучающихся.
Реализация
учебных
планов и
рабочих
программ
10 Качество
уроков и
индивидуальн
ой работы с
обучающимис
я
9
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Доля обучающихся,
занимающихся по
программам
дополнительного
образования
Соответствие
Экспертиза
учебных планов и
рабочих программ
ФГОС
Зам.
Начало
директора
учебног
о года
Число
взаимопосещений
уроков учителями.
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Экспертиза,
наблюдение
Для каждого класса
число часов
дополнительных
занятий с
нуждающимися в
этом обучающимися.
Доля родителей
Анонимное
11 Качество
внеурочной
каждого класса,
анкетирование
деятельности положительно
(включая
высказавшихся по
классное
каждому предмету и
руководство); отдельно о классном
руководстве
Зам.
Конец
директора учебног
о года
12 Удовлетворён
ность
учеников и их
родителей
уроками и
условиями в
школе
Доля учеников и их Анонимное
родителей (законных анкетирование
представителей)
каждого класса,
положительно
высказавшихся по
каждому предмету и
отдельно о
различных видах
условий
жизнедеятельности
школы
Условия
Экспертиза,
13 Материально- Соответствие
техническое материальноанкетирование
обеспечение технического
обеспечения
требованиям ФГОС
Удовлетворенность
родителей
Экспертиза,
14 Информацион Соответствие
ноинформационноанкетирование
методическое методических
обеспечение условий
(включая
требованиям ФГОС
средства ИКТ)
Удовлетворенность
родителей
Доля учеников и
Анонимное
15 Санитарногигиенические родителей,
анкетирование
и эстетические положительно
условия
высказавшихся о
санитарногигиенических и
эстетических
условиях в школе
Анонимное
16 Медицинское Доля учеников и
сопровождени родителей,
анкетирование
еи
положительно
общественное высказавшихся о
питание;
медицинском
сопровождении и
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Зам.
Конец
директора учебног
о года
общественном
питании
17 Психологичес Доля учеников,
кий климат в родителей и
образовательн педагогов,
ом
высказавшихся о
учреждении психологическом
климате (данные
собираются по
классам)
18 Взаимодейств Доля учеников,
ие с
родителей и
социальной
педагогов,
сферой
положительно
сельского
высказавшихся об
поселения
уровне
взаимодействия с
социальной сферой
сельского
поселения
Укомплектованност
19 Кадровое
обеспечение ь педагогическими
кадрами,
имеющими
необходимую
квалификацию, по
каждому из
предметов учебного
плана;
Доля
педагогических
работников,
имеющих первую
квалификационную
категорию;
Доля
педагогических
работников,
имеющих высшую
квалификационную
Анонимное
анкетирование
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Анонимное
анкетирование
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Экспертиза
Зам.
Конец
директора учебног
о года
категорию;
Доля
педагогических
работников,
прошедших курсы
повышения
квалификации;
Доля
педагогических
работников,
получивших
поощрения в
различных
конкурсах,
конференциях;
20 Общественногосударственн
ое управление
и
стимулирован
ие качества
образования.
Доля
педагогических
работников,
имеющих
методические
разработки,
печатные работы,
проводящих мастерклассы
Доля учеников,
Анонимное
родителей и
анкетирование,
педагогов,
экспертиза
положительно
высказавшихся об
уровне
общественногосударственного
управления в
школе.
Доля обучающихся,
участвующих в
ученическом
самоуправлении.
Зам.
Конец
директора учебног
о года
Доля родителей,
участвующих в
работе Совета
школы.
Доля педагогов,
положительно
высказавшихся о
системе морального
и материального
стимулирования
качества
образования
Экспертиза
21 Документообо Соответствие
рот и
требованиям к
нормативно- документообороту.
правовое
обеспечение Полнота
нормативноправового
обеспечения
Зам.
Конец
директора учебног
о года
7. Итоговые документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам
оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в случае
внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные
аналитические справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и
утверждается директором Школы.
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№ Показатели
оценки
образовательных результатов
предметных Единица измерения
1
Численность/удельный
вес
численности Чел./%
учащихся, успевающих на «4» и «5» по
результатам промежуточной аттестации, в
общей численности учащихся
2
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по Балл
русскому языку
3
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по Балл
математике
4
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по Балл
русскому языку
5
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
6
Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников
9-го
класса,
получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по
русскому
языку,
в
общей
численности выпускников 9-го класса
7
Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников
9-го
класса,
получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по
математике,
в
общей
численности выпускников 9-го класса
8
Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников
11-го
класса,
получивших
результаты ниже установленного минимального
количества
баллов
ЕГЭ
по
русскому языку, в общей численности
выпускников 11-го класса
9
Численность/удельный
вес
Балл
численности Чел./%
выпускников
11-го
класса,
получивших
результаты ниже установленного минимального
количества
баллов
ЕГЭ
по
математике, в общей численности выпускников
11-го класса
10 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников 9-го класса, не получивших
аттестаты об основном общем образовании, в
общей
численности
выпускников 9-го класса
11 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников 11-го класса, не получивших
аттестаты о среднем общем образовании, в
общей
численности
выпускников 11-го класса
12 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников 9-го класса, получивших аттестаты
об основном общем образовании с отличием, в
общей
численности
выпускников 9-го класса
13 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
выпускников
11-го
класса,
получивших
аттестаты о среднем общем образовании с
отличием,
в
общей
численности
выпускников 11-го класса
14 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
учащихся, принявших участие в различных
олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей
численности учащихся
15 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
учащихся – победителей и призеров олимпиад,
смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
– муниципального уровня;
Чел./%
– регионального уровня;
Чел./%
– федерального уровня;
Чел./%
– международного уровня
Чел./%
16 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
учащихся,
получающих
образование
с
углубленным изучением отдельных учебных
предметов,
в
общей
численности
учащихся
17 Численность/удельный
вес
численности Чел./%
учащихся, получающих образование в рамках
профильного обучения, в общей численности
учащихся