1. Общие положения
Положение о работе с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ, в МБОУ
Стрелихинская СОШ (далее – Положение) регулирует цели и задачи работы с
одаренными детьми в МБОУ Стрелихинская СОШ (далее – образовательная
организация), распределение функций между должностными лицами и формы
работы с одаренными детьми в образовательной организации.
Положение составлено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,
утвержденной Президентом 03.04.2012 № Пр- 827, уставом образовательной
организации.
Основные понятия, используемые в Положении:
одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми;
одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели работы с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ:
создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержки
одаренных детей, повышения качества их обучения, расширения возможностей
развития индивидуальных способностей;
улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений
«педагог – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный
ученик – родитель».
Задачи работы с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ:
выявление одаренности детей с использованием различной диагностики;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;
организация разнообразной внеурочной деятельности;
организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
3. Примерные формы работы с одаренными детьми
При работе с одаренными обучающимися, в том числе и с детьми с ОВЗ, используются
следующие формы:
обучение по индивидуальному учебному плану;
конкурсы, олимпиады;
обучение в малых группах;
проектная деятельность;
мастер-классы;
творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары;
другие формы, выбранные педагогом как наиболее подходящие для конкретного
обучающегося.
Работа с одаренными обучающимися, в том числе и с детьми с ОВЗ, может быть
организована как индивидуально, так и в группах. Контроль работы с одаренными
учащимися осуществляется заместителемдиректора по учебно-методической работе.
4. Распределение функций по работе с одаренными детьми
В работе с одаренными детьми участвуют: директор образовательной организации,
заместители директора, ответственные по работе с одаренными детьми, учителяпредметники, классные руководители.
Функции директора образовательной организации:
утверждение годового плана работы с одаренными детьми и контроль его
выполнения;
обеспечение
организационной поддержки работникам, работающим
одаренными детьми;
назначение ответственных за работу с одаренными детьми.
с
Функции заместителя директора:
контроль работы с одаренными детьми;
оформление сводного годового плана работы с одаренными детьми;
обеспечение организационной и методической поддержки работникам,
работающим с одаренными детьми;
организация и проведение семинаров по вопросам работы с одаренными детьми.
Функции ответственных по работе с одаренными детьми:
выявление одаренных детей;
составление плана работы с одаренными детьми;
корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней;
организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
организация подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям разного уровня;
оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого
отчета для представления на педагогическом совете;
консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития
способностей их детей;
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции учителей-предметников:
выявление одаренных детей;
предоставление
необходимой
информации
классным
руководителям,
ответственным по работе с одаренными детьми;
консультирование родителей по вопросам развития способностей детей.
Функции классных руководителей:
выявление одаренных детей;
планирование воспитательной работы в классе с учетом особенностей одаренных
детей;
консультирование родителей по вопросам развития способностей детей.
5. Оценка эффективности работы с одаренными детьми
При определении эффективности работы с одаренными детьми, в том числе и с детьми с
ОВЗ, оцениваются:
динамика достижений обучающихся, в том числе зафиксированная в портфолио
обучающегося;
состояние здоровья и комфортность пребывания обучающихся в образовательной
организации, удовлетворенность обучающихся и родителей образовательным
процессом;
рейтинги образовательной организации по итогам участия обучающихся в
олимпиадах
и
конкурсах.
Приложение 1
Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития
способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов,
подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов
запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют
номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку,
ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного
творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционнопедагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для
дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним
и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке
выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что
у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у
ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует
вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка .Данная методика
может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей
собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более
объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы
как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все
вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.
Дата
Фамилия, имя
Матем.
и
техника
1 (+)
8
15
22
29
Гуманит. Худож. Физ-ра Коммун.
и
сфера деятел.
интерес
спорт
2(-)
3(++)
4
5
9
10
11
12
16
17
18
19
23
24
25
26
30
31
32
33
Природа Домашние
обязан.
6
13
20
27
34
7
14
21
28
35
Приложение 2
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям
поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа
ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте
соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много
времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо
конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не
только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и
т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в
более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков,
в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения
для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния
героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или
на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно
не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых
рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чемто уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели
летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.),
способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки,
детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести
то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов
характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается карта одарённости
учащегося.
Лист ответов
интеллект
I
11
21
31
41
51
61
71
Творческая
2
12
22
32
42
52
62
72
Академич
3
13
23
33
43
53
63
73
Художизобр
4
14
24
34
44
54
64
74
Музыкальн
5
15
25
35
45
55
65
75
Литературн
6
16
26
36
46
56
66
76
Артистичес
7
17
27
37
47
57
67
77
Техническ
8
18
28
38
48
58
68
78
Лидерская
9
19
29
39
49
59
69
79
Спортивная
10
20
30
40
50
60
70
80
Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у
одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь
следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему
проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и
новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у
него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в
неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение
предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно
(Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная
характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того,
как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные
проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени
относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных
способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении)
строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании
новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает
возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки
людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и
различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации
явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной
цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие
помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление
доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого
высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки,
независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№
Качество
Любознательность
Сверхчувствительность к проблемам
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость
Перфекционизм
Отметка
Карта обучающегося
Дата рождения
Семья
Взаимоотношения в семье
Культурный уровень семьи
Воспитательный потенциал семьи
Мотивация
Познавательные интересы
Индивидуальные достижения обучающегося
Уч.год. направление
мероприятие
результат