Положение о работе с одаренными детьми в МБОУ Стрелихинская СОШ

1. Общие положения
Положение о работе с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ, в МБОУ
Стрелихинская СОШ (далее – Положение) регулирует цели и задачи работы с
одаренными детьми в МБОУ Стрелихинская СОШ (далее – образовательная
организация), распределение функций между должностными лицами и формы
работы с одаренными детьми в образовательной организации.
Положение составлено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,
утвержденной Президентом 03.04.2012 № Пр- 827, уставом образовательной
организации.
Основные понятия, используемые в Положении:
одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми;
 одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности.


2. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели работы с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ:
создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержки
одаренных детей, повышения качества их обучения, расширения возможностей
развития индивидуальных способностей;
 улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений
«педагог – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный
ученик – родитель».









Задачи работы с одаренными детьми, в том числе и детей с ОВЗ:
выявление одаренности детей с использованием различной диагностики;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;
организация разнообразной внеурочной деятельности;
организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
3. Примерные формы работы с одаренными детьми

При работе с одаренными обучающимися, в том числе и с детьми с ОВЗ, используются
следующие формы:



обучение по индивидуальному учебному плану;
конкурсы, олимпиады;









обучение в малых группах;
проектная деятельность;
мастер-классы;
творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары;
другие формы, выбранные педагогом как наиболее подходящие для конкретного
обучающегося.

Работа с одаренными обучающимися, в том числе и с детьми с ОВЗ, может быть
организована как индивидуально, так и в группах. Контроль работы с одаренными
учащимися осуществляется заместителемдиректора по учебно-методической работе.
4. Распределение функций по работе с одаренными детьми
В работе с одаренными детьми участвуют: директор образовательной организации,
заместители директора, ответственные по работе с одаренными детьми, учителяпредметники, классные руководители.
Функции директора образовательной организации:
утверждение годового плана работы с одаренными детьми и контроль его
выполнения;
 обеспечение
организационной поддержки работникам, работающим
одаренными детьми;
 назначение ответственных за работу с одаренными детьми.


с

Функции заместителя директора:
контроль работы с одаренными детьми;
оформление сводного годового плана работы с одаренными детьми;
 обеспечение организационной и методической поддержки работникам,
работающим с одаренными детьми;
 организация и проведение семинаров по вопросам работы с одаренными детьми.



Функции ответственных по работе с одаренными детьми:










выявление одаренных детей;
составление плана работы с одаренными детьми;
корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней;
организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
организация подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям разного уровня;
оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого
отчета для представления на педагогическом совете;
консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития
способностей их детей;
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции учителей-предметников:
выявление одаренных детей;
предоставление
необходимой
информации
классным
руководителям,
ответственным по работе с одаренными детьми;
 консультирование родителей по вопросам развития способностей детей.



Функции классных руководителей:
выявление одаренных детей;
планирование воспитательной работы в классе с учетом особенностей одаренных
детей;
 консультирование родителей по вопросам развития способностей детей.



5. Оценка эффективности работы с одаренными детьми
При определении эффективности работы с одаренными детьми, в том числе и с детьми с
ОВЗ, оцениваются:
динамика достижений обучающихся, в том числе зафиксированная в портфолио
обучающегося;
 состояние здоровья и комфортность пребывания обучающихся в образовательной
организации, удовлетворенность обучающихся и родителей образовательным
процессом;
 рейтинги образовательной организации по итогам участия обучающихся в
олимпиадах
и
конкурсах.


Приложение 1
Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития
способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов,
подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов
запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют
номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку,
ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного
творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционнопедагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для
дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним
и гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке
выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что
у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у
ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует
вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка .Данная методика
может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей
собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более
объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы
как с детьми, так и с их родителями.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все
вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.
Дата

Фамилия, имя
Матем.
и
техника
1 (+)
8
15
22
29

Гуманит. Худож. Физ-ра Коммун.
и
сфера деятел.
интерес
спорт
2(-)
3(++)
4
5
9
10
11
12
16
17
18
19
23
24
25
26
30
31
32
33

Природа Домашние
обязан.
6
13
20
27
34

7
14
21
28
35

Приложение 2
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям
поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа
ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте
соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много
времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо
конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не
только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и
т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в
более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков,
в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения
для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния
героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или
на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно
не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых
рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чемто уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели
летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.),
способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки,
детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести
то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов
характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается карта одарённости
учащегося.
Лист ответов
интеллект
I
11
21
31
41
51
61
71

Творческая
2
12
22
32
42
52
62
72

Академич
3
13
23
33
43
53
63
73

Художизобр
4
14
24
34
44
54
64
74

Музыкальн
5
15
25
35
45
55
65
75

Литературн
6
16
26
36
46
56
66
76

Артистичес
7
17
27
37
47
57
67
77

Техническ
8
18
28
38
48
58
68
78

Лидерская
9
19
29
39
49
59
69
79

Спортивная
10
20
30
40
50
60
70
80

Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у
одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь
следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему
проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и
новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у
него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в
неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение
предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно
(Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная
характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того,
как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные
проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени
относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных
способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении)
строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании
новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает
возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки
людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и
различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации
явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной
цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие
помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление
доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого
высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки,
независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№

Качество
Любознательность
Сверхчувствительность к проблемам
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость
Перфекционизм

Отметка

Карта обучающегося
Дата рождения
Семья
Взаимоотношения в семье
Культурный уровень семьи
Воспитательный потенциал семьи
Мотивация
Познавательные интересы
Индивидуальные достижения обучающегося
Уч.год. направление
мероприятие

результат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».