2
Содержание
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
2.Содержательный раздел
2.1.Учебный план
2.2.Содержание учебной программы
2.3.Система оценки достижения планируемых результатов
2.4.Календарный учебный график
3.Организационный раздел
3.1.Методическое обеспечение
3.2.Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
3.3.Материально-технические условия реализации программы
3.4. Кадровое обеспечение программы
4.Приложения
Приложение 1
3
3
9
10
10
23
23
24
24
25
26
27
28
28
3
1.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
1.1.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школьный медиацентр» разработана с использованием нормативно-правовых
документов:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2030 года»;
Концепцией
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России в сфере общего образования;
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
29.05.2021г. №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания до 2025
года»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
"Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
4
Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
Письмом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
Распоряжением министерства образования Сахалинской области от
16.09.2021 №3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по
проектированию
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
Уставом МБОУ Стрелихинская СОШ
Направленность программы–социально-гуманитарная.
Уровень сложности: Стартовый уровень.
Актуальность программы. Изменение информационной̆ структуры
общества требует нового подхода к формам и методам работы с детьми.
Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные,
телевидение, радио, мобильные информационные технологии должны стать
инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Оптимальной формой организации деятельности является создание
школьного Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств
массовой
коммуникации
и
овладение
разносторонними
процессами
социального взаимодействия. Школьный медиацентр — это возможность
максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над
созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в
5
разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же,
показать публично результаты своей работы. Так же, в рамках участия в
медиацентре каждый сможет почувствовать себя в роли ведущего, монтажера,
оператора, фотографа, кооперайтера, СММ-менеджера и многих других ролях,
что может помочь им при выборе будущей профессии.
Адресат программы. Участниками программы являются обучающиеся
13-17 лет. Рекомендуемый количественный состав групп 15 человек. У
учащихся должны быть минимальные знания в области медиа, знания основ
программ обработки видео и звука.
Формы и методы обучения, тип и формы проведения занятий.
Форма обучения: очная.
Программой
предусмотрены
теоретические
и
практические
(лабораторные работы, фото- и видеосъемка) занятия. Большая часть
практических занятий проводится во время различных мероприятий –
праздников, экскурсий, посещений театров, музеев, выездов на природу.
Выполняя
самостоятельную
работу
по
проекту,
обучающиеся
приобретают навыки написания статей, работы с фото- и видеотехникой,
графическими и аудиоредакторами, осваивают различные программы по
монтажу и обработке видео, развивают умение самостоятельной деятельности и
умение использовать полученные ранее знания.
Все занятия строятся в соответствии с дидактическими принципами и
методическими закономерностями учебно-методического процесса.
Словесные (рассказ,
объяснение,
разбор
нового
материала,
инструктаж,);
Наглядные (объяснение
с
использованием
наглядности,
демонстрация, электронная презентация);
Практические (показ практических действий, индивидуальная
работа, подведение итогов, фото-видео съемка);
умений).
Исследовательский
(расширение
и
углубление
знаний
и
6
Объяснительно-иллюстративный (объяснение
сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
Проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми
ищет пути ее решения).
Формы
организации
познавательной
деятельности учащихся:
индивидуальные, коллективное творчество.
Тип занятий: комбинированный
Виды занятий:
Лекционное занятия;
Практическое занятие;
Занятие-игра;
Защита и анализ практических и творческих работ;
Комбинированный.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 136 часов
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: Создание единого образовательного пространства для
успешной социализации личности учащегося в условиях современных
информационных технологий.
Задачи:
1.
Образовательные –
организация
деятельности
школьного
Медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для
успешной социализации обучающихся. Привитие детям и подросткам интереса
к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор,
фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа, СММ-менеджер и
др. Развить умение создавать собственные проекты на основе полученных
знаний. Обучение умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание информации. Создать
живую, активно работающую информационную среду.
7
2.
Воспитательные –
развитие
трудолюбия,
аккуратности,
усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи
при выполнении
работы,
привитие
основ
культуры
труда,
чувство
коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки, умение работать в группе для
достижения
общей
цели,
обсуждать
различные
вопросы,
работать
с
различными источниками информации.
3.
Развивающие –
развитие
внимания,
фантазии,
способностей, повышение работоспособности учащихся.
творческих
8
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно;
Учиться
совместно
с
учителем
воспитанниками давать эмоциональную оценку
и
деятельности
другими
команды
на
занятии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
Перерабатывать
полученную
информацию: делать выводы
в
результате совместной работы всей команды;
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других; Совместно договариваться о правилах
общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор,
корреспондент, фотограф, монтажер и др.).
Личностные результаты:
Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
Ориентации
на
понимание
причин
успеха
в
творческой
деятельности;
Способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности.
Заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда.
9
Развитие
таких
важных
личностных
качеств,
как
коммуникабельность и ответственность за порученное дело;
на
Активное включение в общение и взаимодействие с окружающими
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
Проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка.
Предметные результаты:
Уметь организовывать свое рабочее место и соблюдать охрану
труда,
Уметь максимально проявлять коммуникативные и лидерские
способности (качества) в любой ситуации.
Обладать основами приёмов, техническими навыками по созданию
медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
Иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными
приложениями.
10
2.
2.1.
№
п/п
1.
2.
Содержательный раздел
Учебный план
Название разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория Практика
Введение. Я и
медиапространство
Информационные и
мультимедийные технологии
Формы
контроля
2
1
1
Ролик-презентация
6
2
4
Статья
Презентация проекта
«Мой герой»
Защита групповых работ
Тестирование «Речевая
грамотность»
3.
Медиапрограммы
6
2
4
4.
Источники информации
14
5
9
5.
Практика речи
10
6
4
6.
Жанровое разнообразие
10
2
8
Игра-соревнование
7.
«Медиаобразование на
материале рекламы»
12
4
8
Создание рекламы
8.
Модели медиаобразования
6
2
4
9.
Фотография
10
4
6
10. Компьютерная графика
16
6
10
11. Звукозапись
10
2
8
12.
«Медиаобразование на
материале рекламы»
10
4
6
13.
Интернет-среда.
Современные СМИ
16
4
12
14. Итоговый контроль
Итого:
8
136
2
46
6
90
2.2.
Проведение медиа
образовательного
занятия в 1-5 классах
Выставка фотопроектов
Создание афиши или
трейлера для школьного
мероприятия
Создание рекламного
ролика
Любой медиапродукт
на своей странице в
«вконтакте»
Собственный
медиапродукт на личной
странице в «вконтакте»
Защита проектных работ
Содержание учебной программы.
1. Введение. Я и медиапространство (2 часа)
Теоретическая часть:Вводное занятие. Знакомство. Откуда люди узнают
о том, что происходит в их городе, стране, в мире.
Интерактивная игра: Что Я хочу узнать и чему научиться. Цели и задачи.
Позволит
выявить
основные
индивидуальную целеполаганию.
интересы
и
мотивы
ребенка,
построить
11
Практическая часть:Новостная редакция. Кто есть кто? Знакомит с
составом редакции, функционалом. Мини-тест на выявление наклонности к той
или иной направленности.
Интерактивная игра: Строим ньюс-рум. Выбираем главных редакторов
групп.
Что такое ньюс-рум. Как правильно организовать рабочее пространство,
помогающее задействовать все ресурсы. Самые главные отделы редакции и их
редакторы.
Текущий контроль: задание на дом: снимаем ролик-презентацию по
предложенной теме.
2. Информационные и мультимедийные технологии (6 часов)
Теоретическая
часть:
Классификация
технологий
по
типам
телевещания. По типу информации: текстовые, табличные, графические,
звуковые, видео и мультимедийные данные. Особенности каждого типа, как
источника передачи информации. Работа с таблицей.
Практическая часть:Форматы. История смены формата. Исследователи
медиа Альберт Моран и Джастин Мэльбон. Корень формата. Формула
определения возраста аудитории и работа в парах.
«Обертка» формата. Стиль и содержание.
Целевая аудитория. Работа со статистикой. Выявление интересующих тем
для дальнейшего планирования работы видеогруппы.
Информационные поводы
Ньюсмейкерство – целенаправленная деятельность по превращению
любого
события
в
распространяемой
о
информации.
жизни
фирме
Концепция
фирмы
в
элемент
интересной
государственной
(и,
паблисити,
безусловно,
информационной
бесплатно
правдивой)
политики .
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания,
выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп
(в
первую
очередь
большинства
народа)
к
актуальным
проблемам
12
действительности, представляющим общественный интерес. 6 основных
вопросов для новостей. Мониторинг - это отслеживание публикаций по
конкретной тематике в СМИ. Две основные составляющие мониторинга контекст (список ключевых слов) и база СМИ (список источников).
Топ-лайн. Head-line – заголовок, привлекающий внимание. Тренинг по
созданию ярких заголовков. Конвейер новостей, что это такое.
Текущий контроль: пишем медиастатью по заданной теме. Ребятам
дается индивидуальное контрольное задание, по итогам которого они должны
предоставить новостную статью.
3. Медиапрограммы (6 часов)
Теоретическая часть: Новостные сюжеты и аналитические программы
как разновидность программ телевещания. Этапы создания телепередач.
Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Особенности
детской тележурналистики. Дать определению понятия «Развлекательная
программа», их разновидности, особенности. Принцип построения ток-шоу.
Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Ведущий
ток-шоу: требования и особенности работы.
Жанры журналистики: репортаж, интервью. Краткая характеристика
информационных жанров. Алгоритм построения статьи в жанре «интервью»,
«репортаж». Эффект присутствия.
Практическая часть:Интерактивная игра «Спроси звезду о главном…».
Погружение ребят в роль репортера в поисках сенсации, отработка навыка
создавать репортаж и брать интервью.
Новостной проект (ищем героев). Работа в паре, где каждому дано
задание,
нацеленное
на
поиск
информации,
ее
обработке,
фотоиллюстрировании и создании черновика статьи.
Задание на дом: проектная работа «Мой герой». Оформление черновика в
готовую работу.
13
Текущий контроль: презентация проекта «Мой герой» - контрольное
задание в форме публичного выступления. Работа выполняется с учетом
пройденного материала.
4. Источники информации (14 часов)
Теоретическая часть:Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты.
Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический»,
«домашний», «публицистический» стиль новостей.
Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные
техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съѐмке репортажа.
Монтажные программы «CoolEditPro» и «SoundForge» - знакомство с
программой для диджеев, саунд продюссеров и всех тех, кто работает с
музыкой. В программу входят набор утилит, предназначенных для работы со
звуком, большое количество фильтров, эффектов, а также мультиформатный
конвертер.
Практическая часть:Тренажеры
репортажей.
Создание
титров и
заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры.
Съемка новостного сюжета, озвучание, монтаж (facetofaсe). Выбор плана
при съемке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съемка
взаимодействующих
объектов.
Съемки
диалога.
«Правило
восьмерки». Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.
Композиция
кадра.
Импортирование
видеофайлов
на
компьютер.
Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером. Работа
с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра
видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа. Технология
нелинейного видеомонтажа. Работа с программой видеомонтажа. Создание
видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Основные
инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы
видеофайлов. Настройки программы для начала работы.
14
Групповая работа: Репортаж «Один день из жизни школы». Видеосъемка
готового материала. Монтаж, работа с видеоархивом
Текущий контроль: Защита групповых работ в форме публичного
выступления с использованием медиасопровождения.
5. Практика речи (10 часов)
Теоретическая часть:Упражнения для каждого участника группы.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Составление
рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа; медиатекста
с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация»,
«сопереживание», «сотворчество»);
перенесение персонажа медиатекста в
измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия
медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.;
возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);
составление рассказа от
имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с
изменением
ракурса
повествования
в
парадоксальную,
фантастико-
эксцентрическую сторону;
Практическая часть:Учимся говорить грамотно, а писать правильно.
Практическая игра: составление рассказа от имени главного героя или
второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его
характера,
лексики
и
т.п.
(«идентификация»,
«сопереживание»,
«сотворчество»); перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию
(с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его
композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола,
национальности персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из
неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением
ракурса
повествования
в
парадоксальную,
фантастико-эксцентрическую
сторону; составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и
журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей
аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными,
15
образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях
медиавосприятия.
Личный список слов-ошибок – тренинг по выявлению речевых и
стилистических ошибок в устной и письменной речи.
Интерактивная игра «Как не делать репортаж» - чередования эпизодов,
вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые,
грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую
сторону
восприятия
на
примере
конкретного
медиатекста
массовой
(популярной) культуры;
Дресс-код стендапов. «Говорящий фон». Съемка «стенд-апа». Звуковые
эффекты
Текущий контроль: тестирование «Речевая грамотность» - контрольное
задание
6. Жанровое разнообразие (10 часов)
Теоретическая
современной
ТВ-
часть:Основы
и
видео
операторского
продукции,
мастерства.
механизмы
ее
Основы
производства.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съемке
телесюжета. Съемки в особых условиях освещенности.
Как делать телеэссе, зарисовку, телепутешествие. Телевизионный язык:
умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы
и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора
при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф»,
«экшн», «стенд-ап».
Практическая часть:Взаимодействие в команде. Как снять то, что
хочешь, а не то, что получилось. Тимбилдинг.
Основы работы с видеокамерой. Устройство цифровой видеокамеры.
Обращение
с
видеокамерой.
Функциональное
назначение
элементов
управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности
при работе с видеокамерой.Требования к видеоряду. Основные правила
16
видеосъемки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по
вертикали. Устойчивость камеры при съемках без штатива. Обработка
полученного материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности,
монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр.
Использование «перебивок», деталей.
Текущий контроль: Игра-соревнование «Все, что вы хотели спросить»,
проверяющая знания по данному разделу.
7. «Медиаобразование на материале рекламы» (12 часов)
Теоретическая часть:История возникновения и развития рекламы.
Возникновение рекламы в России. Первые рекламные ролики. Что
способствовало возникновению и развитию рекламы.
Реклама: понятие, функции, цели и виды.
Виды рекламы, способ воздействия рекламы, способ выражения рекламы,
рациональная реклама, эмоциональная реклама, «жесткая» и «мягкая» реклама,
имиджевая
реклама,
стимулирующая
реклама,
реклама
стабильности,
внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта продукции,
увещевательная
реклама,
сравнительная,
подкрепляющая,
превентивная,
информирующая реклама.
Классификация рекламы.
Практическая
часть:Три
основные
классификации
рекламы
(визуальная, аудиальная, аудиовизуальная). Данные классификации позволят
учащимся определить рекламу как особый жанр публицистики.
Особенности функционального назначения рекламных текстов.
Основная цель рекламы. Две основные функции: а) информативную
(информирует или сообщает о том или ином товаре или услуге); б)
воздействующую (побуждает воспользоваться данной услугой или приобрести
данный товар).
Лингвистические
необычность,
особенности
оригинальность,
языковое наполнение текста.
рекламных
экспрессивность,
текстов:
лаконичность,
сигнальный
характер,
17
Структура рекламного текста.
Компоненты
рекламного
текста:
заголовок,
лозунг,
зачин,
информационный блок, справочная информация, лозунг 2 (девиз).
Содержание композиционной части рекламного текста.
Целевое назначение структурного элемента.
Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов.
Языковые средства:с отклонениями от норм: сочетание латиницы с
кириллицей, соблюдение норм дореволюционной орфографии, игра слов,
каламбур,
окказионализмы,
персонификация,
фонетические
повторы,
дефразеологизация. Без отклонения от норм: глагольные формы, конкретные
существительные, специальная терминология, риторический вопрос, инверсия,
повторы.
Текущий контроль: создание рекламного текста по заданной теме.
8. Модели медиаобразования (6 часов)
Теоретическая
часть:Примерные
образовательно-информационные
модели
(изучение
теории
медиаобразования:
и
истории,
языка
медиакультуры и т.д.); воспитательно-этические (рассмотрение моральных,
философских проблем на материале медиа); практико-утилитарные (изучение
различной медиатехники с целью последующихфото/видеосъемок, создания
интернетных сайтов и т.д.); эстетические (ориентированные прежде всего на
развитие
художественного
вкуса
и
анализ
лучших
произведений
медиакультуры).
Основы медиаобразовательных технологий. Развитие полноценного
восприятия на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.),
критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность
медиаобразовательных технологий.
Практическая
часть:Изучение
медиаобразовательных занятий.
Написание
оригинального
«литературно-имитационных»
Технология организации и проведения.
минисценария
произведения
18
медиакультуры(например, рассчитанного на 3-5 минут экранного действия,
осуществимого в практике учебной видеосъемки);
Изучение
«театрализованно-ситуативных»
медиаобразовательных
занятий. Технология ролевой (деловой) «театрализованно-ситуативной» игры:
распределение
между
учащимися
ролей
«журналистов»,
«режиссеров»,
«операторов», «дизайнеров», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов,
ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период и
практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных у
«команд» результатов.
Изучение
интегрированных
медиаобразовательных
занятий.
Типы
творческих «изобразительно-имитационных» заданий: создание рекламных
афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным
медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на
оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему
российских произведений медиакультуры; создание рисованных «комиксов» по
мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную
возрастную аудиторию.
Текущий контроль: проведение медиаобразовательных занятий в 1-5
классах.
Возможности
использования
ролевых
игр,
эвристических
и
проблемных подходов в дисциплины обязательного цикла (таких как история,
литература, география, биология, музыка).
9. Фотография (10 часов)
Теоретическая часть:Для чего люди снимают фотографии? О чем может
рассказать фотография. Фотографии – застывшее мгновение.
Какие бывают фотографии. Фотографии семейные и фотографии в
газетах, журналах, книгах - чем они отличаются. Особенности фотожанров.
Фотография и картина - чем они отличаются. Сравнительный анализ
репродукций портретов и фотопортрета. Составление таблицы сравнений.
Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета.
Практическое занятие по теме портрет.
19
Практическая
часть:
Работа
фотоаппарат и как он работает?
с
фотографией.
Правила
Из
чего
фотосъемки.
состоит
Фокусировка.
Экспозиция. Выдержка. Диафрагма. Обращение с фотокамерой, техника при
работе с фотокамерой. Практическое задание: предметная фотосъемка - Съемка
еды
Программы по обработке фотографий. Основы Photoshop. Цифровая
обработка фотографий. Тренинг Редактирование фотографий-пробников.
Задание
Практическое
на
дом:
занятие
по
создание
теме
фоторепортажа.
репортаж.
Жанр
Подготовка
“Репортаж”.
фотографий
к
фотовыставке.
Текущий контроль: выставка фотопроектов.
10. Компьютерная графика (16 часа)
Теоретическая часть:Назначениеграфических редакторов.
Растровая
графика. Объекты растрового редактора.
Инструменты графического редактора Paint.Net: Панель Инструменты,
Панель Палитра, Панель Слои, Панель Журнал; объекты растрового редактора
(точка, линия, замкнутая область, изображение). Основные действия с
объектами. И возможности инструментов графического редактора.
Практическая часть:Создание и редактирование рисунка с текстом. Как
сделать фигуру привлекательной. Цветовое решение. Масштабирование.
Практикум по созданию Афиши, анонса.
Назначение графических редакторов.
Векторная графика. Объекты
векторного редактора. Инструменты графического редактора. Создание и
редактирование рисунка с текстом.
Изучение программ Picture Manager, Paint.NET, Movavi Photo Editor и др.
Практикум.Сканирование рисунков, фотографий. Обработка изображений с
помощью программ.
Основы оформительской работы. Понятие о коллаже. Цифровой
фотомонтаж изображений.
20
Текущий контроль: создание афиши или трейлера для школьного
мероприятия.
11. Звукозапись (10 часов)
Теоретическая часть:Где используется звукозапись? Что называется
информацией?
Работа с понятиями: текстовая информация, графическая
информация, числовая информация, звуковая информация, видеоинформация.
Прослушивание в звукозаписи стихов, сказок, песен для детей, музыки из
мультипликационных фильмов.
Практическая часть:Игра-драматизация под звукозапись. Сочинение
сказки методом «Сказка переехала» «Старая сказка с новым концом».
Придумывание истории или сказки по сюжетным картинкам. Инсценировки
детских сочинений. Собственные действия исполнителя роли. Использование
разных видов театра. Слушание радиопередач для детей.
Развитие
внимания
к
звуковой
среде.
Звук
как
слагаемое
художественного образа на экране.Модификация системы Dolby Digital.
Основные системы звука, область применения и их принципиальные отличия.
Место и значение звука при создании экранного произведения. Искусственное
создание естественного звука.
Внутрикадровая и закадровая музыка – в чем разница и особенности.
Единство музыкального решения. Единство стиля музыкального решения.
Практика: Анализ музыкального решения просмотренной передачи по
таблице критериев.
Шумы в фонограмме передач.Шумы, помимо иллюстрации звуковой
предметности
кадра,
выполняют
сюжетно-драматургическую
функцию,
активно участвуя в формировании атмосферы фильма.Звуковые планы.
Акустическая атмосфера. Звуковые эффекты в Sony Vegas.
Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука на
компьютере.
Задание
на
дом: собственная
творческая
деятельность
(записать
радиопередачи, озвучивание видеофрагмента, запись интервью – на выбор).
21
Текущий контроль: круглый стол поразбору ошибок в творческих
работах.
12. «Медиаобразование на материале рекламы» (10 часов)
Теоретическая
часть:Жанровая
и
методологическая
особенность
рекламы. Жанры рекламы и их разновидность. Методы: внушение, убеждение,
повторяемость.
Коммуникативный эффект рекламного текста. Понятие «коммуникация».
Реклама как способ сообщения различной информации. Какая информация
передается с помощью рекламы и как на нее реагировать? Телевидение –
средство передачи информации. Можно или нет смотреть телевизор людям?
Практическая часть:Реклама в жизни современных школьников. Анализ
различных рекламных текстов и их воздействие на жизнь, досуг, обучение,
развитие современных школьников.
Взаимодействие рекламы и культуры. Разнообразие рекламных роликов,
их доступность, содержание. Понятие культуры рекламного текста. Требования
к содержанию текста рекламы. Понятие «возрастная реклама». Формирование
возрастных групп для просмотра и создания рекламного медиатекста.
Понятие,
сущность
и
характеристика
информационного
и
манипулятивного воздействия, психологических манипуляций. Социальноэкономические
и
политические
факторы,
определяющие
массовое
распространение психологических манипуляций (исторический и современный
аспекты).
Информационно-психологическая безопасность личности.
Понятие, сущность и характеристика информационно-психологического
воздействия,
информационно-психологической
безопасности
личности
и
других социальных субъектов, их взаимосвязь.
Междисциплинарный
психологической
характер
безопасности
личности,
проблемы
информационно-
предпосылки
актуализации
проблемы. Угрозы информационно-психологической безопасности личности и
их основные источники.
22
Текущий контроль: создание рекламного ролика.
13. Интернет-среда. Современные СМИ (16 часов)
Теоретическая часть:Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие
WEB 2.0. Примеры рубрик веб-газеты.
VK, Rutube и особенности этих ресурсов. Коллективное взаимодействие в
современных
информационных
системах.
Инструменты
создания
информационных объектов для Интернета.
Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на
публике. Анализ поведения известных личностей.
Профессия – блоггер. Кто это? Оригинальность и полезность. Разработка
концепции и названия канала на Rutube. Основные этапы производства
видеопродукта
Практическая
часть:Проектная
деятельность.
Сбор
материала.
Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Создание поста
для ВК
Написание
интернет-статьи.
Сколько
задач
может
решать
одна-
единственная статья. Актуален ли для статей принцип "слоеного пирога".
Заголовок и вводный абзац - как написать? 11 способов начать статью.
Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика.
Работа на ПК.Назначение специальных систем для работы в глобальной
сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности). Просмотр
материалов.
Заметка на дискуссионную тему. Формирование умения работать с
текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.
Создание Интернет-опроса.
Задание на дом: публикация на своей соцстранице поста. Анализ охвата
аудитории, популярности информации
Текущий контроль: собственный медиапродукт на личной странице в
«ВКонтакте».
14.
Итоговый контроль (8 часов)
23
Теоретическая часть:Индивидуальные консультации по авторской
работе. Практическая часть:Подведение итогов занятия за год. Творческий
проект.
Итоговый контроль: Защита проектных работ.
2.3.
Система оценки достижения планируемых результатов
Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение каждого года
обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические
знания.
Основные
методы
диагностики:
наблюдение,
самонаблюдение,
самооценка, анкетирование, беседа, тестирование. Способы и методики
определения результативности образовательного и воспитательного процесса
разнообразны
и
направлены
на
сформированность
личных
качеств
обучающегося.
С целью установления соответствия результатов освоения данной
программы заявленным целям и планируемым результатам проводится
итоговая аттестация - защита проектных работ.
3.
3.1.
Организационный раздел.
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы используются различные методы
обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, диалогический,
практический, проблемно-поисковый.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую и практическую
часть. Педагог, объясняя новый материал, проводя беседы использует
различные схемы, фотографии, презентации, видео и аудио материалы, готовые
материалы.
Умения и навыки, получаемые на практических занятиях, с каждым
годом совершенствуются, закрепляются и усложняются.
Эффективность
обучения
повышается
при
введении
элементов
проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие
24
способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить
учеников поиском самостоятельного решения.
Неотъемлемой частью методического обеспечения программы является
работа над проектами. Участие в конкурсах различного уровня, проведение
мастер-классов, создание роликов, текстов и т.д. Таким образом, комплексное
использование методов обучения повышает надежность усвоения информации,
делает учебный процесс более эффективным.
25
3.2.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
1.
Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 2020, - 200с.
2.
Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д. «Справочная книга кинолюбителя»
(под общей редакцией Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.
3.
Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
4.
Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop7.0. Трюки и эффекты -
Спб.: Питер, 2002
5.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского.
М., 1991.
6.
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 2018
7.
КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
8.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 2021
9.
Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по
обучениюфотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, - 160 с.
10.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
11.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 2019
12.
Бондаренко
Е.А.
Творческий
проект
как
элективный
курс
Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М.
Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188- 194.
13.
Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как
фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные
технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.
14.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта
работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.
15.
Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной
культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО,
1996.
16.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале
прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.
26
Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и
17.
пленочные камеры», Арт- Родник, 2006 г.
Поличко
18.
Г.А.
Изучение
монтажа
на
медиаобразовательных
занятиях // Медиаобразование. 2005, No 4 С.40-48.
СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,
19.
Фомичева И.Д. – М.:
20.
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
21.
Дополнительная литература:
22.
Тихомирова К.М., Рудакова Д.Т.: М.: Изд-во Инта содержания и
методов обучения Российской Академии образования, 2004 С. 89-92.
Хилько Н.Ф. Аудиовизуальное творчество как художественно-
23.
эстетическая деятельность // Искусство и образование. 2006 No 1 С. 59-71.
Фоминова М.А. Экранная культура в системе работы учителя
24.
мировой художественной культуры // Искусство в школе. 2003 No 5 С. 44-48.
Материально-технические условия реализации программы
3.3.
Занятия кружка проводятся на базе центра детских инициатив.
Рабочие
места
необходимо
укомплектовать
соответствующим
оборудованием. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть
умывальник и полотенце .
Государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования второго поколения рекомендуются следующие технические
средства обучения для оснащения кабинета: компьютер с комплексом
обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и
экран; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер;
мультимедийная доска
3.4. Кадровое обеспечение.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Школьный
медиацентр»
обеспечивается
педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или
высшее
образование,
соответствующее
направленности,
и
отвечающим
27
квалификационным
требованиям,
указанным
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
в
квалификационных
28
Приложение 1
План воспитательной работы
№
п/
п
Направление
воспитательной
работы
1.
«Медиа
Организационно – Занятие
Сентябрь
пространство
методическая
вокруг нас»
работа
2.
Семейное
воспитание
Созадние
Октябрь
видеоролика «Моя
семья»
Педагог
3.
Социальноэмоциональное
развитие
Участие в конкурсе Ноябрь
«Медиа битва»
Педагог
4.
Праздничные
события
календаря
Поздравление
Новым Годом
Январь
Педагог
5.
Праздничные
события
календаря
«23 февраля - День
Защитника
Отечества»
Февраль
Педагог
6.
Профориентация
Экскурсии
Посещение АСТВ
(местный
апрель
медиахолдинг)
Педагог
7.
Конкурсы
Финальная
Медиабитва
Педагог
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
с
Май
Ответственный
исполнитель
Педагог
Планируемый
результат
углубление
знаний
среди
детей в области
медиа
Организация
пространства
родители и дети
Повышение
интереса
к
журналистике
Повышения
положительного
отношения
к
праздникам
Повышения
положительного
отношения
к
праздникам
Углубление
знаний
в
журналистике
Повышение
интереса
к
журналистике