Программа
психолого - педагогического
родительского лектория
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном
многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья
служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий
мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая
связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным
причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей
и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность
воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают
ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью
противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем
в детско-родительских отношениях.
Гарантом эффективности работы лектория являются:
установка на работу с родителями как на работу с
единомышленниками;
доброжелательное отношение к ребёнку и родителям;
заинтересованность педагогов в решении проблем подростка;
системный характер работы с родителями.
Тематика родительского лектория должна учитывать современные
подходы к воспитанию подростков в семье. Главная задача – заинтересовать
родителей и дать им возможность понять то, что им действительно
необходимо: педагогические, психологические, правовые, культурнопросветительские знания.
Мотивы и потребности у родителей могут быть различными, но все они
требуют определённого подхода и владения неуклонными принципами
работы, такими как:
отказ от критики участников клуба;
обеспечение свободы мнений;
уважение жизненных позиций и семейных традиций;
удовлетворение жизненного интереса и интеллектуального спроса.
До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного
взаимодействия с ребёнком, сомнений по поводу значимости собственного
жизненного опыта у него не возникает. Новые же знания вводят взрослого
человека в другую социальную реальность, дарят новое видение
подростковых проблем.
Цель программы:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание
образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом
воспитания детей в условиях неформального общения.
Задачи:
наладить
подростками;
взаимодействие
между
педагогами,
родителями
и
помочь родителям научиться содержательному общению со своим
ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать
уровень его развития, достижения;
вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах
сотрудничества.
Продолжительность реализации: в течение 3 учебных лет
Участники: родители учащихся.
Работа родительского лектория предусматривает 1 заседание в 1,5
месяца, продолжительность встречи 1 – 1,5 часа
Формы занятий:
семинар;
лекция;
день вопросов и ответов;
совместный досуг взрослых и детей;
круглый стол;
кинопросмотр;
мини-тренинг.
Форма общения - свободная. После каждой встречи проводится
короткое обсуждение её результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
1. групповая дискуссия – способ организации общения участников
группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции,
увидеть проблему с разных сторон;
2. анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к
приобретению теоретических знаний для получения ответов на
обсуждаемые вопросы;
3. информирование-это психологическое вмешательство, при котором
ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются
с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в
процессе взаимодействия;
4. тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
5. диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как
средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.
Рекомендуемое оборудование и оснащение:
фотоаппарат или видео;
проектор, компьютер;
канцелярские принадлежности;
наглядные пособия;
раздаточный материал.
Прогнозируемый результат:
В процессе встреч родители становятся более внимательными к своим
детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним,
создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в
достаточной безопасности.
У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное
признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в
собственных воспитательных возможностях.
Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение
взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку
почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда
правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.
В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя
ответственность за построение межличностных отношений.
Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на
всех этапах её реализации:
через анкетирование участников
тест родительского отношения
в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при
получении информации от классных руководителей.
Путём открытого обсуждения совместной деятельности организаторов
и родителей осуществляется поиск оптимальных форм и методов воспитания
в семье.
Этапы реализации программы:
Формирование групп, знакомство.
Тематические занятия.
Итоговое занятие, рефлексия.
Тематическое планирование
№
Тематика
Форма проведения
1.
Прежде всего мы родители
Круглый стол
п/п
2.
Я
и
мой
взаимопонимания
поиск
Мир детский и мир взрослый
3.
4.
ребёнок:
Семинар-практикум
Психологическая
гостиная
Путь доверия. Все мы чем-то
похожи
Мини-тренинг
Воспитание без наказания
5.
Круглый стол
6.
Если дороги вам ваши дети проблема детской алкоголизации.
Душевный разговор
7.
Самооценка
в
подростковом возрасте
Проблемная лекция
старшем
8.
Компьютер ребёнку друг?!
Круглый стол
9.
Роль отца в воспитании детей
Конференция пап
10.
Неразлучные друзья: взрослые и
Психологическая
дети
игра
11.
Невидимая связь
12.
Изменение стереотипов
13.
Права детей и родителей
Брейн-ринг
14.
Умеем ли мы общаться
Тренинг
16.
Копилка родительских советов
Круглый стол
17.
Родители меня не понимают
18.
Деловая игра
Час
ответов
вопросов и
Просмотр
социальных роликов
“Улыбка, спорт, здоровье - нам в
День
жизни ценное подспорье”
отдыха
семейного