Пояснительнаязаписка.
Актуальностьпрофилактикидеструктивныхформповеденияобучающихсяобусловленотем,чтоскаждымгодомвозрастаетчисленность
несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации,возникают всё
более
разнообразные
и
усложняющиеся
формы
её
проявлений,
усиливаются
негативные
последствия
асоциального
поведения
какдлясамихнесовершеннолетних,такидлявсегообщества.Самымтревожнымявляетсято,чтоподростковаядевиацияхарактеризуетсяпостоянством
и
нежелательным динамизмом. В сферу антиобщественной деятельности втягивается всё больше молодых людей, объединяющихсядля совершения
преступлений,
число
которых
неуклонно
растёт.
Объективными
основаниями,
актуализирующими
изучение
девиантного
поведенияподростковвроссийскомобществетакжеявляются:
- ростколичестваимногообразиядеструктивныхформповедения
- омоложениеифеминизациясубъектовдевиантногоповедения
- сопоставимостькриминальнойактивностималолетнихправонарушителейспреступностьювзрослых
- сохранениенегативныхтенденцийвсоциальной,
экономической,духовнойсферахобществачтопозволяетделатьпрогнозы
дальнейшегоростаотклонений.
- Предпринимаемыегосударствоммеры,реализацияпрофилактическихпрограммнеобеспечиваютснижениясоциальнойнапряжённостиичисленн
остиподростков спризнакамидевиантногоповедения.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится не только сдерживание роста подростковой
девиации,но и повышение эффективности превентивных и отдалённых технологий выявления и профилактики деструктивных форм поведения у
подростков.Вызываетоправданныйинтересвыявлениеособенностейподростковойдевиантности,обусловленноймикросоциальнымокружением,семьёй,
личностными,социальногрупповыми,психологическимииинымихарактеристиками.Возникаетпотребностьвформированииновогопедагогическогодискурса,отражающегооснов
ныеособенностиитенденции,причиныифакторыподростковойдевиации,стратегиюпрофилактическойработывсовременномтрансформирующемсяобще
стве.
Средитрадиционныхпричиндевиантногоповедениявпедагогикеипсихологииобсуждаютсяследующие
- нарушениявстановлении,формированиииразвитииличности
- нарушениявдеятельностнойлиниионтогенеза
- влияниесоциокультурныхособенностей,образажизниисемейныхотношений(детско-родительских, детско-детских,родительских)
- характерологическихиличностныхизменений,обусловленныхвзаимодействиемсокружением
- выраженноепротеканиеподростковогокризиса
- членствовнеформальныхобъединенияхасоциальнойнаправленности,наличиевподростковыхмолодёжныхгруппахантисоциальныхнорм.
МониторингразличныхкатегорийобучающихсяиихсемейМБОУСтрелихинскаяСОШнаконец2022-2023учебногогода
№
Категорииучащихся
Количество
1
Всегоучащихся
52
2
Учашихсянаиндивидуальномобучении
0
3
УчашихсясОВЗ
2
4
Учашихсяиз многодетныхсемей
13
5
Учашихся из неполныхсемей
6
6
Учащихсяизмалообеспеченныхсемей
10
7
Опекаемыхучащихся
0
8
Дети-инвалиды
2
9
Учащихся, состоящихнаучетевПДН, КДНиЗП
0
10
«Трудных»учащихся,состоящихнавнутришкольномучете
2
№
Категориисемейучащихся
Количество
1
Всегосемей
35
2
Семейучашихсянаиндивидуальномобучении
0
3
СемейучашихсясОВЗ
2
4
Многодетныхсемей
10
5
Неполныхсемей
6
6
Малообеспеченныхсемей
7
7
Опекаемыхсемей
0
8
Семейсдетьми-инвалидами
2
9
Семейучащихся,состоящихнаучетев ОПДН,КДНиЗП
0
10
Семей,находящихсявсоциально-опасномположении
2
Цель:профилактикадеструктивныхформповедения(делинквентное,девиантное,аддиктивное,суицидальное,экстремистскогоидр)срединесовер
шеннолетнихМБОУСтрелихинскаяСОШ.
Задачи:
- раннеевыявлениедетейспризнакамидеструктивногоповедения;
- созданиесистемыэффективной профилактикии предупреждениядеструктивныхформ поведенияунесовершеннолетних;
- внедрениетехнологийпрофилактикидеструктивногоповедения;
- обеспечениекомплекснойпсихолого-медико–социальнойпомощидетям,
ихсемьям,находящимсявтруднойжизненнойситуации,спризнакамидеструктивногоповедения.
- всестороннеразвитиеличностинесовершеннолетних
ПланреализацииПрограммы.
1.Организационно-методическоесопровождениедеятельностисубъектовпрофилактики.
№п/п
Мероприятия
Класс
Сроки
Ответственные
1
Планированиедеятельностисовместнойпрофилактическойдеятельн
август
Администрация
школы
остисПДНиКДНиЗП.
2
3
4
5
6
Ознакомлениепедагогическогоколлективаспланоммероприятийпоп
рофилактикедеструктивного поведенияобучающихся.
Изучениенормативныхдокументовповопросампрофилактикидестру
ктивногоповеденияобучающихся
Инструктажработниковшколыповопросампротиводействиятеррори
змуиэкстремизму.
Практическиезанятия
сработникамишколыпоотработке
навыков противодействия терроризму и
экстремистскимпроявлениям
Обучениенакурсахповышенияквалификациипопрофилактикедестр
уктивногоповеденияобучающихся.
1-11
август
Директоршколы
1-11
август
Директоршколы
сентябрь
Преподаватель-организаторОБЖ
Втечениегода
Преподаватель-организаторОБЖ
Втечениегода
Методист
7
8
9
10
11
12
13
Систематизациябанкаданных:
составление списков различных категорий учащихся и их
семей:многодетные,малообеспеченные,неполные,опекаемые,прие
мные,сродителями–инвалидами,сдетьми–инвалидами,
«трудные»,детисОВЗидр.
ПостановкаучащихсяисемейнаВШУ.
1-11
сентябрь
Заместитель директора по
ВР,классныеруководители
1-11
сентябрь
Заместитель директора по
ВР,классныеруководители
Мониторингразличныхкатегорий учащихсяиихсемей.
Заполнение
индивидуальной
социально-психологопедагогической карты «трудного» учащегося и
картынеблагополучнойсемьи.
Составлениехарактеристики«трудного»подростка.
1-11
Посписку
Сентябрь,июнь
Сентябрьоктябрь
ЗаместительдиректорапоВР
Заместитель директора по
ВР,классныеруководители
Посписку
Октябрь
Заместитель директора по
ВР,классныеруководители,
Заместитель директора по
Посписку
Сентябрь
Разработка программ индивидуального социально-психологоВР,завучпоУМР,
педагогическогосопровожденияучащихся,состоящихнаучётевКДН
классныеруководители
иЗП,индивидуальныхадаптированныхпрограмм(ИАП)
учащихсясОВЗ.
Директоршколы,
Консультирование педагогических работников по
На
вопросампрофилактикидеструктивногоповед
постоянной преподаватель-организаторОБЖ
енияобучающихся.
основе
2.Учебно-воспитательнаядеятельностьшколывпрофилактикедеструктивногоповеденияобучающихся.
1
Включениеэлементов/вопросов
профилактикидеструктивного
поведениявурочнуюдеятельность.
1-11
Втечениегода
ЗавучпоВР,
учителя-предметники,
2
Занятияпопредпрофильнойподготовке.
8-9
Втечениегода
3
Включениеэлементов/вопросов
профилактикидеструктивногоповедения
в
предметные
олимпиады школьного тура
Всероссийскойолимпиадышкольников.
Классные часы по профилактике деструктивного поведения
учащихся.
1-11
октябрь
ЗаместительдиректорапоВР, кл.
руководители
ЗавучпоВР,
учителя-предметники
1-11
1развмесяц
классныеруководители
5
Общешкольныемероприятияпопрофилактикедеструктивногоповеде
нияобучающихся.
1-11
1развчетверть
6
Месячникбезопасности.
1-11
октябрь
Педагогорганизатор,ст.вожат
ая,
классныеруководители
Преподаватель-организаторОБЖ
7
Месячникпрофориентации.
1-11
март
4
Зам. директора по ВР,
классныеруководители
3.Деятельностьшколывпрофилактикедеструктивногоповеденияобучающихся
1
2
3
4
5
6
Диагностика:
- Выявление «трудных» учащихся, учащихся группы
риска,неблагополучныхсемей,семейгруппыриска.
- Диагностикатрудновоспитуемости.
- Диагностикаадаптацииучащихся
- Диагностика«Подростокгруппырискавсоциуме».
- Диагностикаврамкахпредпрофильнойподготовки,п
рофориентации.
Развивающиезанятия.
Развивающиезанятиясэлементамитренинга.
1-11
Сентябрь
По
Октябрь
списку1,5,
10
По
списку
1-11
1-4
5-11
Октябрь
Октябрь
Втечениегода
Замест
ительд
иректо
ра
поВР
Порасписанию
ЗаместительдиректорапоВР
На
ЗаместительдиректорапоВР
регулярной
основе
Тематическиедни:
ЗаместительдиректорапоВР
1-11
- «Всемирныйденьборьбыссуицидом»
10 сентября
- «Всемирныйденьборьбысалкоголизмом»
3октября
- «Деньтолерантности»
16ноября
- «Деньправовойпомощидетям»
20ноября
- «Международныйденьинвалидов»
1декабря
- «Деньволонтёра»
5декабря
- «Всемирныйденьздоровья»
7апреля
- «Международныйденьсемьи»
15мая
- «Международныйденьдетскоготелефонадоверия»
17мая
- «Международныйденьборьбыстабакокурением»
31мая
Тематическиенедели:
1-11
Последняянед
Заместительдире
- Неделяпсихологии
еля
ктора по
- Неделябезопасногоинтернета
январяфеврал
ВР,учитель
ь
ОБЖ,классныеру
ководители
Первая
- НеделяЗОЖ
неделя
апреля
Индивидуальные
беседы
с
различными
категориями
На постоянной ЗаместительдиректорапоВР,
1-11
учитель ОБЖ,
обучающихся.
основе
классныеруководители
4.Деятельностьшколыпопривлечениюсемьидляпрофилактикидеструктивногоповеденияобучающихся.
1
Консультирование
ающихся
родителей по вопросам
профилактикидеструктивногоповеденияобуч
1-11
По
мере ЗаместительдиректорапоВР,
необходимости
классныеруководители
2
3
4
5
1
2
3
Классныеродительскиесобранияповопросампрофилактикидеструкт
ивногоповеденияобучающихся.
Родительскийвсеобуч.
Родительскиеконференции.
Индивидуальныебеседысродителямиучащихсяразличныхкатегорий
исродителямиразличныхкатегорийсемей.
1-11
Регулярно
Классныеруководители
1развмесяц
2разавгод
На
постоянной
основе
5.Деятельностьсубъектовпрофилактики
ПланированиесовместнойдеятельностисПДН,КДНиЗП.
Сентябрь
1-11
Регулярно
БеседыинспектораПДН«Ответственностьнесовершеннолетнихза
противоправныедействия».
ЗаместительдиректорапоВР
Директоршколы
классныеруководители
Встречи
представителей
организаций
и
учреждений
профилактики с учащимися и работниками школы
попредупреждениюправонарушенийипреступлен
ий.
ЗаместительдиректорапоВР
1-11
1-11
1-11
1-11
Регулярно
СППС
Инспектор ПДН
«Кашинский»,
МВД России
4
5
1
2
3
4
5
1
3
4
ЗаседанияКДНиЗПКесовогорскогорайона.
Совместныерейды.
Секретарь КДНиЗП
Администрация
школы,представители
субъектов
профилактики
6.Средствамассовойинформациивпрофилактикедеструктивногоповеденияучащихся
1-11
Регулярно
ЗаместительдиректорапоВР
Обновлениематериаловпросветительско-профилактической
направленностинасайтешколы.
1-11
Регулярно
Оформление:
ЗаместительдиректорапоВР
- стенда«Детствоподзащитой»
- правовогоуголка
- стендапо ПДД
- профориентационногостенда
- уголкабезопасности
Акциипросветительско-профилактическойнаправленности.
Выставки
по вопросам правовой защиты,
литературы
профилактики.
Просмотрвидеофильмовипрезентаций.
Поплану
Регулярно
1-11
1-11
Регулярно
Регулярно
ЗаместительдиректорапоВР
Библиотекарь
1-11
Регулярно
Кл.руководители.
7.Обеспечениеполноценногоразвитияинтересовиспособностейучащихся.
Внеурочная деятельностьвшколе.
1-11
Порасписанию
ЗаместительдиректорапоВР,к
лассныеруководители
Спортивныесекции.
1-11
Порасписанию
Учительфизическойкультуры
УчастиявмероприятияхсельскойбиблиотекииДК.
1-11
Порасписанию
Заместитель директора по
ВР,библиотекари,заведующие
ДК
Учителяпостоянной предметники,руководители
основе
внеурочной
деятельностиикружков,родители
Реализуемыйкомплексныйподходквопросампрофилактикидеструктивныхформповедениявсистемеучебно-воспитательногопроцессапозволит
5
Участиевконкурсахипроектах, исследовательскойдеятельности.
снизить количественно-качественные показатели
1-11
На
по всем видам отклоняющегося поведения у несовершеннолетних (делинквентное,
девиантное,аддиктивное, суицидальное,экстремистскоеидр.)
Реализация
программы
позволит
качественным
образом
видоизменить
характер
профилактической
работы
переориентированием
педагогическойобщественностисмерпревентивнойпрофилактикикотдалённой.Атакжепозволитотработать,апробироватьивнедритьсовременнуюпедаг
огическую
практику,
технологию
раннего
выявления
детей
с
признаками
формирования
деструктивного
поведения
разработатьсистемуэффективныхпрофилактическихмерпопредупреждениюаутоагрессивногоисуицидальногоповедения.
Глоссарий
Деструктивноеповедение–практическиеиливербальныепроявлениявнутреннейдеятельностииндивида,направленныенаразрушениечего-либо.
Делинквентноеповедение–антиобщественное,противоправноеповедениечеловека,воплощённоевегопроступках,
наносящихвредкакотдельнымгражданам, так иобществувцелом.
Девиантноеповедение(отклоняющееся)–
устойчивоеповедениеличности,отклоняющеесяотобщепринятых,наиболеераспространённыхиустоявшихсяобщественныхнорм.
Аддиктивноеповедение(зависимость,пагубнаяпривычка)–
формадевиантногоповеденя,котораявыражаетсявстремленииуйтиизреальностипосредствомизменениясвоегопсихическогосостояния.
Суицидальное поведение – осознанное, намеренное лишение себя
жизни.Экстремистскоеповедение–приверженностькрайнимвзглядам,методамдействий.
Аутоагрессивноеповедение–активность,нацеленнаянапричинениесебевредавфизическойипсихическойсферах.
и